Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мировая художественная культура (МХК) – учебный предмет гуманитарно-эстетического цикла в школе с 5 по 11 класс, в который входит изучение основы художественной культуры человека. Его автором является
Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в Ленинградской школе № 397 в 60-х годах прошлого века.
Современная концепция преподавания МХК строится на системно-деятельностном подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетенций, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками.
Ключевые компетенции, которые должны сформироваться у учащихся на базе изучения мировой художественной культуры, связаны непосредственно с освоением социокультурного пространства, которое окружает учащегося, и виртуального пространства мирового художественного наследия. На этой основе формируются компетенции, связанные с организацией и проведением личного досуга, выбора путей собственного культурного развития, форм художественного творчества. Компетенции, приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура», в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
В настоящее время модернизируется вся система образования в целом, начиная со стандартов. Совершенствуется и методическая составляющая, в том числе технологии обучения. В достижении требований стандарта большую роль играет такой предмет, как мировая художественная культура, который помогает выработать критерии красоты, нравственные приоритеты, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей.
Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях.
Экскурсия – эффективная форма организации учебной деятельности школьников. Жизнь учеников не ограничивается только освоением школьной программы, поэтому коллективные поездки с посещением музеев, выставок, различных историко-архитектурных памятников приобретают особое значение. Экскурсионная деятельность является связующей системой всех учебных предметов и направлена, в первую очередь на помощь учебному процессу, на закрепление и развитие полученных знаний на уроках. Совместные экскурсии знакомят детей с культурным наследием нашей страны, дают возможность расширить их кругозор, приобщиться к общей мировой культуре. На экскурсиях обучающиеся могут не только наблюдать те или иные объекты, ситуации, но и имеют возможность участвовать в них, подражая деятельности взрослых, знакомиться с предметами и явлениями окружающей их жизни.
В конце XX — начале XXI века в практике работы образовательных учреждений разных типов появились учебно-методические комплекты по предмету мировая художественная культура (МХК), в которых нашли свое конкретное воплощение идеи модернизации художественно-эстетического образования и воспитания школьников. Кроме того, появились и новые технологии в преподавании этого предмета, основанные на использовании сети Интернет. В частности, широкую популярность получила технология виртуального музея.
В рамках образовательного процесса ведущей формой организации знакомства с объектами культурного наследия при изучении учебного предмета МХК является экскурсия. Дело в том, что именно визуальное сопровождение уроков, как правило, способствует наиболее полному усвоению материала.
Таким образом, разработка варианта урока МХК в форме экскурсии является актуальной темой исследования.
Объектом исследования является урок МХК в форме экскурсии.
Предметом исследования является деятельность по разработке варианта урока-экскурсии МХК.
Цель работы: изучить особенности и возможности организации урока-экскурсии при изучении МХК.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить особенности предмета «Мировая художественная культура» в ряду гуманитарных дисциплин;
Рассмотреть методику подготовки и проведения занятий – экскурсий по искусствоведческой тематике;
Выявить возможности виртуальных музеев и виртуальных экскурсий на уроках МХК;
Проанализировать прикладные аспекты проведения урока-экскурсии при изучении МХК.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы проведения уроков-экскурсий в рамках изучения курса МХК
1.1. Особенности предмета «Мировая художественная культура» в ряду гуманитарных дисциплин
В современной общеобразовательной школе в старших классах школьники изучают дисциплины гуманитарного цикла, такие как русский и иностранные языки, литература, история, обществознание, мировая художественная культура и некоторые другие. Дисциплины, входящие в цикл гуманитарных наук, объединяет то, что они изучают человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Л.М. Предтеченская так сформировала цель предмета «Мировая художественная культура»: «Цель предмета – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития – период перехода к самостоятельности»1.
Для курса «МХК» Н. Розов в работе «Ценности гуманитарного образования» показал особенности этой дисциплины и разработал задачи преподавания мировой художественной культуры. Решение задач направлено:
1) на реализацию условий живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни;
2) обогащение духовного мира ребенка, воспитание чувства прекрасного, постижения опыта старших поколений, оказание помощи молодым людям в «открытии в себе человека» (Ф. Достоевский);
3) развитие у обучающихся понимания произведений искусства, способности быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способности к
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Виртуальная экскурсия по Курску [Электронный ресурс]. URL: http://umoslovo.ru/index.php/galereya-konkursnykh-rabot/101-virtualnayaekskursiya-po-kursku
2. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень / Г.Н. Данилова. – 12-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2014
3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10-11 класс / Г.Н. Данилова. – М.: Дрофа, 2010
4. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт,. 2007. – 216 с.
5. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 5-е изд. – М.: Академия, 2012
6. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011–2012 учебном году». URL: loiro.ru›files/users_937_rekomendat.doc
7. Кривошеев Н.С. Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре // Образование и воспитание. 2017. № 2. С. 44–46. [Электронный ресурс].URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2210/.
8. Куцман, Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И. / Н.Н. Куцман. – М.: Дрофа, 2010
9. Леухина, Н.А. Мировая художественная культура. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства. ФГОС / Н.А. Леухина. – Волгоград: «Учитель», 2014
10. Музей Александра Николаевича Скрябина [Электронный ресурс]. URL: https://scriabinmuseum.ru/
11. Музей В.А. Тропинина [Электронный ресурс]. URL: http://www.museumtropinina.ru/news/ (дата обращения: 25.04.2020); Картинная галерея Ильи Глазунова [Электронный ресурс]. URL: https://glazunov-gallery.ru/
12. Музей Моды [Электронный ресурс]. URL: https://ok.culture.ru/institutes/21743/muzeino-vystavochnyi-centr-muzeimody
13. Музей современного искусства [Электронный ресурс]. URL: http://www.mmoma.ru/
14. Нужнов И. Н. Исторический опыт развития экскурсионного и школьного туризма в России в XIX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 33. – С. 126–130. – URL: http://ekoncept.ru/2015/95410.htm.
15. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура – пути становления предмета // Искусство в школе. 1992. № 1. С. 3−10.
16. Путрик С.Ю. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014 – 256 с.
17. Рапацкая, Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс: в 2 ч. / Л.А. Рапацкая. – М.: «Владос», 2012. – Часть 1. – 375 с., Часть 2 – 315 с.; Мировая художественная культура. 5-11 классы: рабочие программы к УМК Л.А. Рапацкой. Базовый и профильный уровни. – М.: «Вадос», 2013.
18. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей. – М., 1974. – С. 16.
19. Розов, Н. Ценности гуманитарного образования / Н. Розов // Высшее образование в России. – 1996. – № 1 – С. 85
20. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 436 е.: илл., т. 2.
21. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.
22. Фоминова М.А., Климова Т.А., Кочерова Е.А. Особенности преподавания предметов образовательной области «Искусство» в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения // Вестник Московского образования. 2011. № 13.
23. Чигрина С.Г. Организация художественно-педагогического общения на уроках мировой художественной культуры // Инновационные проекты и программы в образовании – 2012. №3. С. 58-69. – URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-hudozhestvenno-pedagogicheskogoobscheniya-na-urokah-mirovoy-hudozhestvennoy-kultury
24. Шкарлупина, Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла / Г.Д. Шкарлупина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 12